В конце декабря президент Азербайджана Алиев обвинил нашу страну в том, что по ее вине в небе над восточным Казахстаном произошло крушение самолета авиакомпании AZAL. Якобы этому «поспособствовали» российские средства ПВО. Предварительные итоги расследования буквально повергли в шок тех, кто полтора месяца, прошедших с момента авиакатастрофы, следил за ситуацией. Подробности – в нашей статье.
Многое прояснилось
Незадолго до падения экипаж самолета успел сообщить о нехватке кислорода и мощном ударе по корпусу, который диспетчерская служба посчитала результатом столкновения с птицами, что, кстати, не так уж редко и бывает в небе. Затем сработала сигнализация и отключился автопилот. После этого последовал второй удар, пишет телеграм-канал Mash.
После падения воздушного судна в районе восточно-казахстанского города Актау, спецслужбы республики предположили, что результатом катастрофы стал взрыв кислородного баллона, о котором якобы незадолго до падения также сообщил командир воздушного судна.
Из предварительных итогов расследования стало понятно, что одна из причин – потеря гидравлической жидкости из-за сквозных повреждений борта. Причем, в киле и стабилизаторе. Получается, что после какого-то внешнего воздействия у лайнера отказали все три гидросистемы. Почему же тогда экипаж не приземлился в Минеральных водах, Махачкале, Баку и Актау? Этим вопросом задаются как простые пользователи Сети, так и специалисты.
Самолет рухнул и развалился на две части
«Экипаж обязан был посадить самолет на первом ближайшем аэродроме, пригодном для посадки, — пишет телеграм-канал Fighterbomber, автор которого является лётчиком-истребителем в отставке. – Подходящим считается аэропорт, который рассчитан на взлет и посадку этого типа воздушного судна».
В предварительном отчете о крушении сказано, что повреждения самолета авиакомпании AZAL указывают на проникновение внешних объектов в борт, которые и привели, по сути, к потере гидравлической жидкости, давления и неисправности стабилизатора. Эти детали будут отправлены на дополнительную экспертизу. Результаты, как пишет «Царьград», скорее всего обескуражили власти Азербайджана. Еще в конце декабря Ильхам Алиев, апеллируя к неким «секретным документам», публично обвинил в авиакатастрофе Россию.
Он заявил, что ВС РФ якобы не предупредили о введении в Грозном плана «Ковёр», который подразумевает режим закрытого неба для всех летательных аппаратов с обязательной посадкой или немедленном выводе из соответствующего района всех воздушных судов. Однако в отчете Минтранса Казахстана прямым текстом говорится о том, что диспетчеры предупреждали перед крушением самолёта AZAL в Актау о введении плана «Ковер» в Грозном.
Спасатели прибыли на место крушения оперативно
«Белые пятна» остались
Меж тем, в начале февраля стало известно, что AZAL решил временно прекратить полеты из Баку в Астрахань из-за периодического закрытия воздушного пространства над последним. Ранее авиакомпания на время отказывалась от полетов в другие российские города — Сочи, Волгоград, Минеральные Воды, Уфу, Самару, Грозный, Махачкалу, Владикавказ, Нижний Новгород, Саратов, Казань.
Несмотря на то, что предварительные итоги расследования немного прояснили ситуацию, «белых пятен» все равно осталось немало. Так, в отчете осторожно формулируются выводы и не указывается конкретная причина серьезных повреждений самолета. При этом в документе приведены фото, на которых видны пробоины на левой стороне хвостовой части самолета.
«Гидравлические системы были повреждены еще до удара о землю. Причиной могли стать «внешние объекты», которые проникли в компоненты воздушного судна. Ведь с момента начала выполнения полета на участке маршрута до Грозного самолет находился в полностью пригодном для полётов состоянии. Эти данные о лётной годности воздушного судна, включая работу систем управления, были подтверждены с помощью FDR», — сообщил казахстанский портал respublika.kz.media со ссылкой на Минтранс.
Много непонятных деталей обнаружено в конструкции самолёта AZAL
Из-за неблагоприятных погодных условий над Грозным самолет не смог совершить второй заход на посадку, поэтому капитан принял решение вернуться в Баку. После этого в CVR были зафиксированы два внешних звука с интервалом в 24 секунды. Сопоставление данных CVR и FDR показало, что через четыре секунды после первого внешнего звука вышла из строя третья гидравлическая система, через шесть секунд – первая, а еще через 21 секунду – вторая.
После публикации отчета агентство Reuters со ссылкой на одного высокопоставленного азербайджанского чиновника сообщило, что повреждения самолету были нанесены российской зенитной ракетой.
«Азербайджанская сторона располагает фрагментом ракеты «Панцирь-С», который был извлечен из самолета и идентифицирован в ходе международной экспертизы», — цитирует своего респондента агентство.
Повреждения левой стороны хвостовой части самолета
Однако, как отметили в Росавиации, в документе не отражено, что казахская сторона идентифицировала находившиеся на борту посторонние предметы. У РФ же такой возможности не было, поскольку ей не передали эти элементы для экспертизы. В администрации российского президента эту тему комментировать отказались, сообщил пресс-секретарь Владимира Путина Дмитрий Песков.
При этом некоторые специалисты считают, что удар в борт самолета, который экипаж и диспетчеры приняли за птиц, был ни что иное как украинский дрон с поражающим элементом. Хочется надеяться, что дальнейшее расследование, более скрупулезное и объективное, прольёт свет на причины произошедшей авиакатастрофы, унесшей жизни 38 человек, включая семерых россиян.