Как девелоперам перейти от VUCA- к BANI-миру. Интервью о людях и трендах

57

Время улиц Строителей и человейников прошло. О мировых трендах развития человечества в преломлении к жилью для людей, а также о том, что волнует застройщиков, рассказала руководитель бизнес-направления «Продажи» компании «Донстрой» Евгения Колосова

Как девелоперам перейти от VUCA- к BANI-миру. Интервью о людях и трендах

— Абстрагируясь от макроэкономических факторов, что вообще происходит в девелопменте? Понятно, что логистику наладим и новых партнеров найдем. Но в целом куда мы движемся?

— Мы движемся по прежней траектории. Да, теперь это сложнее, но цели наши не изменились. Стремление к устойчивости никуда не делось. Мы все также повышаем энергоэффективность зданий, ищем экологичные материалы, развиваем инфраструктуру для экотранспорта и озеленяем десятки гектаров наших проектов. Кроме того, в девелопмент пришла эмпатия. Мы чувствуем себя соавторами жизни наших клиентов. Создаем для них не только стены, но и возможности общения, обучения, реализации себя.

— Какой, на ваш взгляд, важнейший мировой тренд в строительстве сегодня? Что больше всего влияет на мировоззрение людей в России и мире?

www.adv.rbc.ru

— Знаете, здесь ябы расставила акценты для начала. Тренды бывают разные, некоторые, кстати, меняются быстрее, чем новые штаммы коронавируса, но, пожалуй, основной мировой тренд современности— это человекоцентричность.

Я это вижу и искренне в это верю. Взаимодействие людей все больше выходит за рамки функционального общения, человек человеку больше не профессия или должность, а в первую очередь именно человек, с его чувствами, интересами, мыслями и желаниями.

Люди все больше осознают, что значение имеет не только то, что они делают, но и состояние, чувства и эмоции, в которых они живут. Вот мы учились, работали, строили карьеру, растили детей… пришли со всем этим багажом к 40 годам— и вдруг появилось понимание, что впереди еще примерно такойже временной отрезок. Хотелосьбы, чтобы качество этой жизни улучшалось все следующие годы.

Люди стали прислушиваться к себе и своим желаниям, любая фальшь или несоответствие интересам со стороны бренда, продукта или идеи моментально отвергается потребителем. Был, например, такой проект PlayPump в Южной Африке. Ребята сделали скважины-карусели. Когда дети крутили их, резервуары, установленные по всему поселению, наполнялись чистой водой. Вродебы отличная идея, но через год все карусели были заброшены. Детям в Африке не интересно стало играть, гораздо большая потребность у них была заработать, они хотели, чтобы им платили за доставку воды. Проект с треском провалился из-за непонимания интересов и желаний местных жителей.

— Забота о себе сегодня в тренде. Как бизнес реагирует на этот тренд?

— Разный бизнес по-разному. Вот смотрите: мы стали внимательнее к себе, к своему телу, и крупные технологические компании моментально откликнулись на это: фитнес-трекеры, умные часы, очки, нейрообручи для медитаций.

Мы тоже реагируем. Например, 3,3% причин смертности в мире приходится на недостаток ходьбы и отсутствие доступа к рекреационным зонам. Человеку нужна среда, которая предоставит возможности для занятий физкультурой, ему нужны магазины и рестораны правильного питания, комьюнити единомышленников с такимиже ценностями, как и у него. И уже сейчас видно, как сместились акценты в создании новых жилых комплексов. «Донстрой» у себя в проектах очень заботливо следит, чтобы дом человека не заканчивался дверью квартиры, чтобы вокруг был доступ к тому самому новому качеству жизни.

— Девелопменту, наверное, не просто отвечать на тренды, ведь между задумкой проекта и его реализацией проходит один-два года, а тренды стремительно сменяют друг друга. Как вам это удается?

— Девелоперы в нынешних реалиях вернули себе функцию визионерства, начали держать фокус своего внимания на создании того, что закроет не только известные, но и будущие потребности человека. Вот, к примеру, возьмем новый тренд— электрозарядки для машин. Сейчас практически каждый девелопер начал говорить об этом, а в домах «Донстроя» уже пять лет назад появилась возможность зарядить электромобиль. Да, этого не было в большом объеме, но мы уже тогда понимали траекторию развития, то, что мир точно придет к использованию экологичного транспорта, и создавали инфраструктуру для этого развития.

Если говорить про тренд self-care, то наша миссия— создать для человека возможность, чтобы он мог легко и не тратя лишних усилий и времени позаботиться о себе. Именно поэтому мы так много сил, внимания и денег инвестируем в создание крупных инфраструктурных парков в наших проектах. Недавно завершили строительство первой очереди парка «Событие»— набережную и променад реки Раменки. Тем жителям, которые заселились в наши первые дома в Раменках, уже есть где гулять.

Сам парк будет огромный— площадь почти 24 га. Выйдя из подъезда, вы уже в парке, в котором есть прогулочные, беговые и велодорожки, тихие площадки у реки или «фабрика молодежи» со скейт-парком.

— Экологичный транспорт— значительный шаг к сокращению углеродной эмиссии. А в целом, на ваш взгляд, обычных граждан сильно беспокоит экологическая составляющая в их жизни?

— Честно? Лет десять назад у меня самой былибы серьезные сомнения в актуальности экоповестки для большинства, но мир действительно поменялся и «смотрит вверх», перефразируя название нашумевшего фильма (речь о фильме «Не смотрите наверх», вышедшем в декабре 2021 года). Экологичность очень логично вытекает из заботы человека о себе и своих интересах, люди хотят сохранить мир живым и целым, чтобы жить не среди гор мусора и в бесконечном смоге. Сортировка мусора, посадка деревьев, reusable-стаканчики и бумажные пакеты в супермаркетах, переход на электромобили, велосипеды и общественный транспорт— все это забота человека о себе через заботу об экологии. Очень важно поддерживать друг друга в этом стремлении, и мы как бизнес постоянно об этом думаем: что еще можем сделать, чтобы заботиться о себе и природе стало легко и приятно.

— В мире постоянно что-то происходит: ковид, кибератаки, изменение климата. Как отвечают на это города и какова роль девелопера?

— Мне близка концепция BANI-мира, о которой сейчас ведется так много дискуссий. Суть этих разговоров в том, что в 2020 году мир совершил переход от VUCA-мира(нестабильный, неопределенный, сложный, неоднозначный) к BANI-миру (хрупкий, тревожный, нелинейный и непонятный). То есть мировые тренды таковы, что все больше людей признает— мир еще сложнее, чем мы думали, а стабильность теперь в признании хрупкости бытия.

И как ответ на этот переход возникает потребность в гибкости, качестве, которыми должны обладать и люди, и бизнес, и государственные структуры. Если все нелинейно и нельзя провести прямую из точки А в точку В, то окружающее должно стать гибким, подстраивающимся под эту нелинейность. Проще говоря, мы должны уметь быстро адаптироваться под обстоятельства, которые случились, потому что просчитать и понять их заранее не можем.

Через призму BANI-мира наша тревожность отражается и в урбанистике. Как следствие, девелопмент предлагает решения по безопасности, энергоэффективности, предоставляет инфраструктуру для ведения здорового образа жизни. Тысячи зданий по всему миру сертифицируются системами зеленого строительства. «Донстрой» к этому крайне чувствителен. Многие наши проекты уже аттестованы или находятся в процессе прохождения экологической сертификации.

— Допустим, что человечество осознало хрупкость планеты. Что дальше? Есть решения и дальнейшие этапы развития?

— Дальше— жить с этим осознанием, каждый день жить и замечать, а что ты делаешь для повышения устойчивости. В прошлом году из каждого утюга было слышно про ESG. А многие понимают, что вообще такое это устойчивое развитие? Ведь оно гораздо шире просто экологичности и борьбы со всемирным потеплением. В Америке сейчас даже выбор колледжа будущим студентом не обходится без оценки устойчивости заведения. Мы задумались о том, что образовательные учреждения, которые мы строим, надо тоже сертифицировать по экостандартам. Уже проектируем, исходя из этих критериев.

Как еще мы и в целом отрасль реагируем на ESG-повестку? Создаем инфраструктуру для сортировки мусора, снижаем потребление ресурсов в наших проектах, создаем безбарьерную среду и возможности для электротранспорта. Я искренне верю, что у нас весь общественный транспорт однажды станет электрическим, а еще лет через десять-пятнадцать мы перейдем на «второй этаж», то есть перестанем ездить исключительно по земле. И, по-хорошему, если уж мы говорим про устойчивое развитие, то пора задуматься о том, как проектировать дома, исходя из будущих транспортных потоков, когда человек, выйдя из машины рядом со своим окном, будет через негоже заходить в свой дом.

— Мы уже можем управлять умным домом, делать покупки и выполнять банковские операции с помощью нескольких кнопок. Какие технологичные новинки вы внедряете в своих проектах?

— Да, это еще один важный тренд, который откликается в решениях девелоперов— цифровизация. Это история о том, как с помощью технологий сделать жизнь человека комфортнее. Система Face ID для доступа в дом, smart-лифты, зарядки для гаджетов повсюду, дорожки, считающие калории, и сверхскоростные сети 5G— все это, конечно, уже проектируется в новых или сделано в построенных проектах. И мы не собираемся останавливаться, все время ищем какие-то новые фишки и технологии.

— Какие еще тренды глобально влияют на подход к созданию комфортной городской среды?

— К примеру, интересный, хотя и отнюдь не новый тренд, неизменная траектория нашей цивилизации— постоянное развитие. Часто слышу анекдот: если современному человеку оторвать голову, он еще полчаса будет «саморазвиваться».

Люди хотят хотеть нового. Отсюда сотни образовательных курсов и семинаров. Все требует нашего внимания: реклама, новости и статьи в интернете, телеграм-каналы, соцсети, количество выпускаемых книг. Другая сторона этой медали— ощущение упущенных возможностей, так называемый FOMO-синдром. Здесь миссией экодевелопера становится способность освободить время человека, создать инфраструктуру таким образом, чтобы можно было успеть больше. И вот как раз включается наша концепция «15-минутный город»: наличие инфраструктуры, коворкингов и общественных зон в 15 минутах ходьбы от квартиры.

Мы стараемся понимать человеческую природу. Мониторя мировые тренды, пытаемся успеть включить в наш продукт не только то, что уже есть сейчас, не просто следуем за урбанистической повесткой, потому что она уже сегодняшний день, а думаем на несколько шагов вперед.

— Сейчас все еще остро стоит вопрос раздельного сбора мусора. В этом девелоперы следуют за потребностями клиентов или, наоборот, подталкивают клиентов к будущему?

— Я считаю, что мы должны создавать для людей предпосылки и возможность быть бережными по отношению к себе и к миру вокруг. Для меня лично это чувствительная тема— один человек в год производит 450кг пластика, и я спрашиваю наших клиентов, важноли им это. Ответы делятся 50 на 50: 50% людей считают, что это действительно важно, а 50% не готовы заморачиваться. И я понимаю тех, кто сейчас не готов, ведь для этого нужно прикладывать определенные усилия, а не просто запихнуть все свое «добро» в пластиковый пакет, а тем более в несколько пластиковых пакетов и бросить в мусоропровод.

Но если система вокруг начнет меняться, я вижу, что у меня стоит четыре или пять контейнеров у мусоропровода для разделения мусора и люди вокруг меня это делают, то очень высока вероятность, что я тоже начну сортировать мусор, чтобы соответствовать среде, в которой живу. Когда все вокруг будут собирать пластик отдельно и сдавать его на переработку, я буду выглядеть странно, если не буду этого делать. Это примерно, как сейчас человек сядет и закурит в ресторане, хотя раньше такое было нормой. Но для всего нового должно прийти время, а мы как крупный экодевелопер должны создать для этого необходимую инфраструктуру уже сегодня.

— Как эти тенденции отражаются на конечном продукте— жилых комплексах— уже сегодня?

— Мне кажется, я уже многое подсветила, отвечая на предыдущие вопросы. Что еще? Например, развитие каршеринга приводит к снижению объема паркингов: если восемь— десять лет назад средняя обеспеченность машино-местами на квартиру была 1,5–2, то сейчас в среднем 0,5–0,7. Понятно, что в люксовых проектах она остается на прежнем уровне, но это другой сегмент.

Несколько уменьшается средняя площадь квартиры, увеличивается зона гостиной и чуть уменьшается площадь спален. Это продолжение self-care-тренда: в спальне надо спать, а не работать или смотреть телевизор, а увеличенная гостиная дает возможность людям общаться и вместе проводить время.

Вот еще яркий пример. В инженерных системах нашего нового проекта «Остров» мы внедряем рекуперацию и планируем обогревать входные группы использованным теплом от зданий, экономя таким образом ресурсы. Для полива территорий будем применять собранную дождевую воду. Создадим инфраструктуру для электротранспорта, безбарьерную среду для роверов-доставщиков. В каждом доме будут оборудованы общественные пространства, где можно провести вечеринку, встречу или мероприятие и вернуться в чистую квартиру. Это, к слову, о человекоцентричности. Ну и к цифровизации добавим, что проект в Мневниках станет первым жилым комплексом в России с сетями 5G. В мае начался тестовый период работы 5G-интернета. Можно приехать и протестировать новые сети в нашем офисе продаж.

— ESG-повестка выходит далеко за рамки экологичности, как вы сами сказали. Какие решения есть в ваших проектах с точки зрения социального развития?

— Часто сегодня вспоминаю проект в Мневниковской пойме, но просто там многое видно сразу. Так вот здесь будут так называемые детские маршруты. Мы задумались о том, как выглядит мир глазами пятилетнего ребенка, и поняли, что он видит сплошные ограждения и поручни на своем пути. Мыбы хотели, чтобы дети видели мир привлекательнее и им былобы интересно в нем жить и ходить по улицам кварталов, которые мы строим. Кроме того, у нас будет большой спортивный маршрут для всех возрастов— это еще и ответ на стремительное увеличение продолжительности жизни. С возрастом появляются какие-то другие потребности, поэтому мы решили создать маршрут для людей так называемого серебряного возраста. Его особенность в бесшовности— на нем не будет пересечений с проезжими дорогами, лестниц и сложных для прохождения участков. Маршрут будет комфортным и спокойным, с местами для отдыха, где можно укрыться от зноя или непогоды. Все люди важны, все социальные группы значимы.

— Московские власти декларируют развитие самодостаточных крупных проектов, где в 15-минутной доступности будут обязательные рабочие места. Естьли в реальности у покупателей запрос на это?

— 15-минутный город в моем понимании— это действительно ценная концепция, но вопрос в том, всемли необходимы рабочие места в 15 минутах от дома и на какие конкретно рабочие места сейчас есть запрос у людей и бизнеса, что именно должно быть у меня как жителя под рукой в рамках 15-минутного доступа. Точно понятно, что человек не должен ехать на другой конец города для того, чтобы позаниматься йогой или сходить к зубному. Но необходим перечень услуг, которые должны быть сформированы в рамках 15-минутного города и будут востребованы людьми и средой.

www.adv.rbc.ru